[Игровое эхо] 15 июля 1983 года — выход игровой консоли Famicom (в будущем NES, Dendy)
![[Игровое эхо] 15 июля 1983 года — выход игровой консоли Famicom (в будущем NES, Dendy)](https://stratege.ru/forums/images/itgr_images/big_image/becae566c9eed4c88ce89ee3758a9c06.jpg)
Сегодня своё 35-летие отмечает одна из самых культовых игровых
систем в мире — консоль Famicom (Family Computer), вышедшая в
Японии 15 июля 1983 года. Спустя два года она стала известна под
названием Nintendo Entertainment System, когда начала активно
завоёвывать североамериканский рынок, а в наших краях наибольшую
популярность, вполне сопоставимую с Японией и США, получил её
железный клон — игровая система Dendy, мечта каждого ребёнка в
начале и середине девяностых годов.
Идея создать домашнюю игровую систему с картриджами, хранящими в своих микросхемах видеоигры, и способную подключаться к телевизорам своего времени, пришла в светлые головы инженеров компании Nintendo после выпуска серии аркадных автоматов, пользовавшихся немалым успехом. Сперва планировалось создать продвинутую 16-битную консоль, которая сможет функционировать как полноценный компьютер и работать с дискетами.
Но эта идея не нашла отклика у тогдашнего президента компании, Хироси Ямаути, и он предложил инженерам разработать более дешёвую и традиционную систему с картриджами. Ямаути-сан считал, что игровые системы с гибкими магнитными дисками и клавиатурами — подарок для технофилов, не способный заинтересовать широкие массы. Словно в воду глядел. При всей популярности персональных компьютеров в наших краях, вызванной дешевизной видеоигр и возможностью поднять виртуальный чёрный флаг, многие игроки покупают консольные контроллеры для прохождения видеоигр. Впрочем, клавиатура и мышь остаются непобедимой связкой для стратегий.
Кодовое имя нового проекта было «GameCom», но жена главного дизайнера системы, Масаюки Уэмуры, предложила назвать будущую консоль «Famicom». Аргументация была предельно простой: в Японии персональные компьютеры называли «pasokon», тогда как разрабатываемая система не относилась ни к домашним, ни к персональным компьютерам, а была «семейной». Family Computer, то есть Famicom. Основные цвета консоли определил Ямаути-сан, вдохновившись рекламой DX Antenna — адаптивной антенной решётки, она же «умная антенна». На рекламных щитах с ней использовалось сочетание красного и белого цвета, что понравилось главе Nintendo.
Техническое влияние на проект оказала система ColecoVision, созданная американской компанией Coleco в качестве основного конкурента популярной игровой консоли Atari 2600. Шеф-менеджер проекта Famicom принёс такую консоль к себе домой и показал семьё. Домочадцы Такао Савано были впечатлены высоким качеством графики и производительностью ColecoVision, практически во всём превосходившей конкурентную систему от Atari. Масаюки Уэмура позже говорил, что именно консоль Coleco установила планку, ставшую основной целью инженеров Nintendo при создании Famicom.
Дизайнерская и инженерная промашки случились с картриджами для системы. Сперва их планировали сделать размером с обычную магнитофонную кассету, она же компакт-кассета, но в результате получился картридж в два раза большего размера. Много внимания разработчики уделили коннекторам картриджей, поскольку с ними уже не раз были проблемы в работе с аркадными автоматами. Вместо заказа коннекторов у сторонних производителей, в Nintnedo решили создавать собственные.
Что же касается игровых контроллеров, то они были практически полностью скопированы с карманных систем Nintendo Game & Watch. Инженеры Nintendo усомнились в целесообразности создания джойстиков, подобным использовавшимся с Atari 2600, ввиду их недостатка прочности. А точнее — чрезмерной хрупкости. Сломать такой контроллер не представляло труда для ребёнка, увлёкшегося игровым процессом и не рассчитавшего силу давления на рычаг управления. Однако, несмотря на все сомнения, на морде консоли сделали 15-пинный порт для подключения внешнего контроллера аркадного типа, с джойстиком. Основные же контроллеры системы были наглухо в неё впаяны.

Nintendo Game & Watch. Она может быть хорошо знакома вам и вашим родителям, даже бабушкам и дедушкам — как и множество других развлекательных товаров, игрушек и предметов обихода в СССР (возможно, вы удивитесь, насколько их много), данная система была прилежно скопирована отечественными умельцами. были десятки вариаций «Электроники ИМ», каждая из которых предлагала другую игру.
Первый блин оказался комом, и вовсе не из-за дурацкого решения впаять контроллеры, которые нередко ломались даже при ювелирном с ними обращении. Дело было в плохом чипе материнской платы, из-за которого система работала некорректно. Вся партия была отозвана и переделана, компания Nintendo обеспечила установку новой материнской платы. Второй выпуск системы оказался чертовски успешным и к концу 1984 года она стала самой продаваемой в Японии.
Перед выходом на западный рынок, было предложено создание продвинутой версии консоли — Nintendo Advanced Video System. Как известно, компания Nintendo ещё с восьмидесятых годов славилась своими новаторскими изобретениями, идеи которых были шикарными и интересными, но реализация частенько подкачивала. Вспомнить хотя бы перчатку для NES. Продвинутая NAVS должна была поставляться в такой комплектации: системный блок со встроенной клавиатурой, устройство считывания и записи кассет, беспроводные контроллеры и специальный картридж с бейсиком. Проект не материализовался.
В 1985 году была наконец-то представлена более реалистичная система, которая и поступила в продажу под названием Nintendo Entertainment System. Она выглядела более громоздкой, чем японский оригинал, и напоминала коробку для бабушкиной бижутерии, но зато контроллеры не были намертво припаяны! Им на смену пришли 7-пинные порты. Позиционирование игровой консоли как универсальной «системы развлечений», подстегнуло Nintendo к созданию разнообразных сторонних устройств, в числе которых Zapper (световой пистолет), робот R.O.B., различными действиями реагирующий на вспышки экрана телевизора, упомянутая выше перчатка Power Glove и другие. Из всех достаточно осмысленным и популярным был только Zapper.

Перчатка Power Glove.

А вот такие восстановленные R.O.B.'ы продавались на ebay по 220 долларов США. И их даже раскупили.
В России и странах СНГ консоль NES обрела популярность под названием «Денди» — это был произведённый на Тайвани аппаратный клон, визуально чертовски похожий на японскую Famicom. Его цена составляла около 39 000 неденоминированных рублей. Название «Денди» настолько плотно укрепилось в умах детворы и молодёжи начала 90-х, что стало нарицательным по отношению ко всем восьмибитным консолям, в том числе совместимым с её картриджами «Сюбор» и «Кенга», вышедшими позже. А к началу нулевых на рынке было ещё больше клонов, в названиях которых можно попросту запутаться. Они отличались визуально, имели разный дизайн приёмников картриджей и контроллеров. Но в целом работали одинаково.
Интересно, что физически консоль Dendy умела работать с лицензионными картриджами Famicom, не испытывая региональных или каких-либо других трудностей. Но завозить их не было смысла, когда под боком был такой дружелюбный Китай, поставлявший в наши края оранжевые, жёлтые, зелёные, бирюзовые, чёрные, голубые, синие и другие картриджи с играми. Среди них были «многоигровки», предлагавшие игрокам по две, четыре и восемь игр. Встречались и более объёмные сборники, вроде 120-в-1, 9999-в-1 и так далее, но часто на них было всего несколкьо разных игр, дополненных всевозможными пиратскими хаками. Габариты и внешний вид пиратских картриджей примерно соответствовали оригинальным картриджам для Famicom, раза в полтора-два превышая размер магнитофонной кассеты. В США и Европе картриджи для NES были раза в два больше самых крупных оранжевых.
Производство Famicom в США и Европе официально прекратилось в 1995 году, а в Японии — в 2003. Хотя компания Nintendo обслуживала купленные системы вплоть до 2007 года, затем официально перевернув эту страничку своей истории. Великую страничку, без всяких там преувеличений. И это лишний раз подтверждает популярность NES Mini — миниатюрной реплики системы, вышедшей в 2016 году, и ставшей первой ласточкой, побудившей и другие компании представить собственные мини-консоли. Кроме Nintendo это сделали SNK и SEGA.
А вот производство аппаратных клонов NES и картриджей здравствует по сей день...
Идея создать домашнюю игровую систему с картриджами, хранящими в своих микросхемах видеоигры, и способную подключаться к телевизорам своего времени, пришла в светлые головы инженеров компании Nintendo после выпуска серии аркадных автоматов, пользовавшихся немалым успехом. Сперва планировалось создать продвинутую 16-битную консоль, которая сможет функционировать как полноценный компьютер и работать с дискетами.
Но эта идея не нашла отклика у тогдашнего президента компании, Хироси Ямаути, и он предложил инженерам разработать более дешёвую и традиционную систему с картриджами. Ямаути-сан считал, что игровые системы с гибкими магнитными дисками и клавиатурами — подарок для технофилов, не способный заинтересовать широкие массы. Словно в воду глядел. При всей популярности персональных компьютеров в наших краях, вызванной дешевизной видеоигр и возможностью поднять виртуальный чёрный флаг, многие игроки покупают консольные контроллеры для прохождения видеоигр. Впрочем, клавиатура и мышь остаются непобедимой связкой для стратегий.
Кодовое имя нового проекта было «GameCom», но жена главного дизайнера системы, Масаюки Уэмуры, предложила назвать будущую консоль «Famicom». Аргументация была предельно простой: в Японии персональные компьютеры называли «pasokon», тогда как разрабатываемая система не относилась ни к домашним, ни к персональным компьютерам, а была «семейной». Family Computer, то есть Famicom. Основные цвета консоли определил Ямаути-сан, вдохновившись рекламой DX Antenna — адаптивной антенной решётки, она же «умная антенна». На рекламных щитах с ней использовалось сочетание красного и белого цвета, что понравилось главе Nintendo.
Техническое влияние на проект оказала система ColecoVision, созданная американской компанией Coleco в качестве основного конкурента популярной игровой консоли Atari 2600. Шеф-менеджер проекта Famicom принёс такую консоль к себе домой и показал семьё. Домочадцы Такао Савано были впечатлены высоким качеством графики и производительностью ColecoVision, практически во всём превосходившей конкурентную систему от Atari. Масаюки Уэмура позже говорил, что именно консоль Coleco установила планку, ставшую основной целью инженеров Nintendo при создании Famicom.
Дизайнерская и инженерная промашки случились с картриджами для системы. Сперва их планировали сделать размером с обычную магнитофонную кассету, она же компакт-кассета, но в результате получился картридж в два раза большего размера. Много внимания разработчики уделили коннекторам картриджей, поскольку с ними уже не раз были проблемы в работе с аркадными автоматами. Вместо заказа коннекторов у сторонних производителей, в Nintnedo решили создавать собственные.
Что же касается игровых контроллеров, то они были практически полностью скопированы с карманных систем Nintendo Game & Watch. Инженеры Nintendo усомнились в целесообразности создания джойстиков, подобным использовавшимся с Atari 2600, ввиду их недостатка прочности. А точнее — чрезмерной хрупкости. Сломать такой контроллер не представляло труда для ребёнка, увлёкшегося игровым процессом и не рассчитавшего силу давления на рычаг управления. Однако, несмотря на все сомнения, на морде консоли сделали 15-пинный порт для подключения внешнего контроллера аркадного типа, с джойстиком. Основные же контроллеры системы были наглухо в неё впаяны.

Nintendo Game & Watch. Она может быть хорошо знакома вам и вашим родителям, даже бабушкам и дедушкам — как и множество других развлекательных товаров, игрушек и предметов обихода в СССР (возможно, вы удивитесь, насколько их много), данная система была прилежно скопирована отечественными умельцами. были десятки вариаций «Электроники ИМ», каждая из которых предлагала другую игру.
Первый блин оказался комом, и вовсе не из-за дурацкого решения впаять контроллеры, которые нередко ломались даже при ювелирном с ними обращении. Дело было в плохом чипе материнской платы, из-за которого система работала некорректно. Вся партия была отозвана и переделана, компания Nintendo обеспечила установку новой материнской платы. Второй выпуск системы оказался чертовски успешным и к концу 1984 года она стала самой продаваемой в Японии.
Перед выходом на западный рынок, было предложено создание продвинутой версии консоли — Nintendo Advanced Video System. Как известно, компания Nintendo ещё с восьмидесятых годов славилась своими новаторскими изобретениями, идеи которых были шикарными и интересными, но реализация частенько подкачивала. Вспомнить хотя бы перчатку для NES. Продвинутая NAVS должна была поставляться в такой комплектации: системный блок со встроенной клавиатурой, устройство считывания и записи кассет, беспроводные контроллеры и специальный картридж с бейсиком. Проект не материализовался.
В 1985 году была наконец-то представлена более реалистичная система, которая и поступила в продажу под названием Nintendo Entertainment System. Она выглядела более громоздкой, чем японский оригинал, и напоминала коробку для бабушкиной бижутерии, но зато контроллеры не были намертво припаяны! Им на смену пришли 7-пинные порты. Позиционирование игровой консоли как универсальной «системы развлечений», подстегнуло Nintendo к созданию разнообразных сторонних устройств, в числе которых Zapper (световой пистолет), робот R.O.B., различными действиями реагирующий на вспышки экрана телевизора, упомянутая выше перчатка Power Glove и другие. Из всех достаточно осмысленным и популярным был только Zapper.

Перчатка Power Glove.

А вот такие восстановленные R.O.B.'ы продавались на ebay по 220 долларов США. И их даже раскупили.
В России и странах СНГ консоль NES обрела популярность под названием «Денди» — это был произведённый на Тайвани аппаратный клон, визуально чертовски похожий на японскую Famicom. Его цена составляла около 39 000 неденоминированных рублей. Название «Денди» настолько плотно укрепилось в умах детворы и молодёжи начала 90-х, что стало нарицательным по отношению ко всем восьмибитным консолям, в том числе совместимым с её картриджами «Сюбор» и «Кенга», вышедшими позже. А к началу нулевых на рынке было ещё больше клонов, в названиях которых можно попросту запутаться. Они отличались визуально, имели разный дизайн приёмников картриджей и контроллеров. Но в целом работали одинаково.
Интересно, что физически консоль Dendy умела работать с лицензионными картриджами Famicom, не испытывая региональных или каких-либо других трудностей. Но завозить их не было смысла, когда под боком был такой дружелюбный Китай, поставлявший в наши края оранжевые, жёлтые, зелёные, бирюзовые, чёрные, голубые, синие и другие картриджи с играми. Среди них были «многоигровки», предлагавшие игрокам по две, четыре и восемь игр. Встречались и более объёмные сборники, вроде 120-в-1, 9999-в-1 и так далее, но часто на них было всего несколкьо разных игр, дополненных всевозможными пиратскими хаками. Габариты и внешний вид пиратских картриджей примерно соответствовали оригинальным картриджам для Famicom, раза в полтора-два превышая размер магнитофонной кассеты. В США и Европе картриджи для NES были раза в два больше самых крупных оранжевых.
Производство Famicom в США и Европе официально прекратилось в 1995 году, а в Японии — в 2003. Хотя компания Nintendo обслуживала купленные системы вплоть до 2007 года, затем официально перевернув эту страничку своей истории. Великую страничку, без всяких там преувеличений. И это лишний раз подтверждает популярность NES Mini — миниатюрной реплики системы, вышедшей в 2016 году, и ставшей первой ласточкой, побудившей и другие компании представить собственные мини-консоли. Кроме Nintendo это сделали SNK и SEGA.
А вот производство аппаратных клонов NES и картриджей здравствует по сей день...
собрали 49 044 из 300 000 рублей
12 комментариев, 10 665 просмотров
Сортировка
Нет сортировки
Старые вначале
Новые вначале
Лучшие вначале
Подождите, идёт загрузка...
WINNIPOOH — 16.07.2018 в 00:11
Деревянный охотник за трофеями
Это Детство) И начало пути в игровой мир)
Unksam — 16.07.2018 в 00:13
Металлический охотник за трофеями
Старое ,доброе третье поколение консолей. Восьмибитки,вы подарили
нам новое детство,на пару со Спектрумом,просто были ярче ,громче,и
музыкальнее...) Незабываемо.
Yokushiro — 16.07.2018 в 00:36
Руководитель группы "Консольщики Иваново"
Моя старушка все еще жива))
Yagami — 16.07.2018 в 01:30
Металлический охотник за трофеями
К вещам я отношусь бережно и то что моё китайское 8-битное нечто
развалилось через пару месяцев меня больше возмутило, чем
расстроило.
А вот "Электроники" живёхонькие. Их у меня 3 штуки: "Тайны океана", "Весёлый футбол" и "Космический мост".
А вот "Электроники" живёхонькие. Их у меня 3 штуки: "Тайны океана", "Весёлый футбол" и "Космический мост".
PeiBei — 16.07.2018 в 06:37
Металлический охотник за трофеями
Ламповая новость. Спасибо
У нас в небольшом городке, где было очень много приезжих рабочих китайцев, на то время разрешалось останавливаться только в гостиницах закрытого типа. Перед забором , ограждающим горожан от представителей загадочной Поднебесной, толпились постоянно, пытаясь выменять или купить контрабандный товар, заботливо прихваченный собой с "родины". Среди пуховиков, кофт и шапок с ватными штанами попадались и разношорстные 8бит приставки. В виде красных гоночных машин, невыразительных кусков пластика и прочей фантастической категории полета мысли и наркомании. Одну такую родители выменяли для меня и счастья не было предела. Кассет в комплекте от радушных туристов было много. Отсыпали на славу, и сборники 999 и контра, и тяжело вспомнить какие ещё. Детство ограниченное возможностью и разнообразием тем сильнее запоминается , чем больше времени ты успел провести в России 90'х
У нас в небольшом городке, где было очень много приезжих рабочих китайцев, на то время разрешалось останавливаться только в гостиницах закрытого типа. Перед забором , ограждающим горожан от представителей загадочной Поднебесной, толпились постоянно, пытаясь выменять или купить контрабандный товар, заботливо прихваченный собой с "родины". Среди пуховиков, кофт и шапок с ватными штанами попадались и разношорстные 8бит приставки. В виде красных гоночных машин, невыразительных кусков пластика и прочей фантастической категории полета мысли и наркомании. Одну такую родители выменяли для меня и счастья не было предела. Кассет в комплекте от радушных туристов было много. Отсыпали на славу, и сборники 999 и контра, и тяжело вспомнить какие ещё. Детство ограниченное возможностью и разнообразием тем сильнее запоминается , чем больше времени ты успел провести в России 90'х
SammlerVonSeelen — 16.07.2018 в 07:55
Деревянный охотник за трофеями
Их уж это беззаботное время, спасибо китайцам. У меня она появилась
в 94 году, благодаря бабушке. Спасибо ей большое, за это. Сколько
теплых воспоминаний об аппаратном клоне под названием Dandy.
mrDimon — 16.07.2018 в 10:48
V8 Power
Не знал, что электроника, оказывается, клон. 
И ещё мне интересно для кого и по сей день производятся аппаратные клоны nes.

И ещё мне интересно для кого и по сей день производятся аппаратные клоны nes.
SammlerVonSeelen — 16.07.2018 в 14:50
Деревянный охотник за трофеями
mrDimon, у меня брат например, не увлекается играми и вообще
что творится в игровой индустрии не известно. И своей дочке, да и
для себя, купил китайский клон Famicom и Sega MegaDrive. Так как в
детстве играл и ему было весело, решил убить двух зайцев, и дочке
интересно было и ему настольгия.
mitas3135328 — 16.07.2018 в 18:21
Бронзовый охотник за трофеями
Ох уж этот ,, волк с яйцами'' на электронике потрепал мне нервы!
Ходила байка, если пройти игру, то покажут мультик ну мы и долбали
до мозолей на пальцах, а в результате никакого мультика там не
было. А про клоны денди вспоминается культовая фраза того времени-
долго не играй, телескоп посадишь!
Kurobe — 31.07.2018 в 07:11
Бронзовый охотник за трофеями
Угадать игру по наличию напаек на картридже- это было искусство! )